Порт Ванино, созданный в 1945 году, является важным портом в Татарском проливе. Помиморегулярной контейнерной линии на Пусан здесь действует паромная переправа, оборудованнаядля перевозки железнодорожных вагонов. Собственно железнодорожный маршрут начинается насортировочной станции Токи в 8 км к северу от порта и тянется через территорию всей России поБАМу и Транссибирской магистрали.
В 1999 году портовые мощности позволяли ежегодно перерабатывать до 14 миллионов тоннгрузов, включая 40.000 контейнеров (TEU). В 1989 году было завершено сооружениеконтейнерного причала с глубиной у причальной стенки 11,5 м и оборудованного двумяконтейнерными кранами грузоподъемностью 30,5 т. Тем не менее, в настоящее времявозможности причала задействованы лишь на 18%.
В основном в порту Ванино перерабатываются продукты нефтехимии, древесина, алюминий,уголь, металлический лом, рыбная продукция. Ежегодно через порт отгружается 1,3 млн.тнефтехимических продуктов с Комсомольского-на-Амуре НПЗ. Две трети этой продукцииотправляется на Сахалин, Камчатку и Магадан, и треть на экспорт в Корею, Китай и Малайзию.
Ежегодные объемы переработки древесины достигают 1,2 млн. т, из которых 1 млн. т составляеткруглый лес. 80% древесины экспортируется в Японию, а остальной объем в Китай и ЮжнуюКорею. На специализированном комплексе ежегодно перерабатывается 570.000 т глинозема,который импортируется в основном из Австралии и отправляется на Братский алюминиевыйзавод (3.900 км), где для производства алюминия используется электроэнергия с Братской ГЭС нареке Ангара. Готовая продукция доставляется в Ванино, откуда экспортируется в основном вЯпонию, и частично в Америку и страны ЮВА. С угольного терминала в Японию и на Тайваньежегодно отгружается 400.000 т кемеровского угля. Объем переработки изделий и лома черныхметаллов также достигает 400.000 т. Эти грузы в основном отправляются в Республику Корея, хотяв последние три года некоторое количество отгружалось также на Японию.
Железнодорожная сеть
Порт Ванино может обеспечить перегрузку до 360 TEU с судов на платформы и их отправкучерез сортировочную станцию Токи на Комсомольск-на-Амуре в тот же день. В настоящее времяпорт не имеет определенных правил по формированию специализированных контейнерныхпоездов, поэтому контейнеры отправляются, даже при наличии всего 13-15 штук. Один раз в двенедели поезд с 50-60 контейнерами отправляется на Москву и в среднеазиатский регион.Контейнерные поезда из Ванино до Москвы и Средней Азии следуют черезКомсомольск-на-Амуре и Хабаровск и далее по Транссибу, оборудованному системой слежения заперемещением контейнеров. Остальные грузы перевозятся по БАМу.
БАМ общей протяженностью 4.300 км проходит по таежным районам в 200-500 км севернееТранссиба и соединяет Ванино и Тайшет. Станция Токи в 8 км к северу от порта Ванинооборудована сортировочными горками и может обрабатывать до 170.000 вагонов ежегодно. Впрошлом здесь ежедневно обрабатывалось 24 грузовых поездов, но к настоящему времени этотчисло снизилось до 12-14 составов.
На всем протяжении БАМа в границах Дальнего Востока наиболее узким местом являетсяоднопутный и неэлектрифицированный участок между Ванино и Комсомольском-на-Амуре, длякоторого характерны крутые уклоны, особенно на Кузнецком перевале (28‰), и крутые повороты.Тем не менее, учитывая сегодняшние объемы перевозимых грузов, оборудование станцийиспользуется не на полную мощность.
Автодорожная сеть
Длина дороги между Ванино, Лидогой (к югу от Комсомольска-на-Амуре) и Хабаровскомсоставляет 500 км, из которых 300 км не имеют асфальтового покрытия. Перевозки по дорогеначались осенью 1998 года, и весь путь в зимний период занимает 8 часов. Ожидается, что поокончании строительных работ время сократиться до 5-6- часов.На дороге Ванино-Лидога (346 км) заасфальтирован только отрезок 7 км, а на остальныхучастках повсеместно ведутся работы по сооружению дорожного полотна. Более того, на всемучастке построено более 50 деревянных мостов. Движение по дороге неинтенсивное, однако,иногда по дороге проходят 40-футовые контейнеровозы, а также трейлеры, перевозящиестроительную технику.
грузоперевозка по Москве и области на сайте http://www.translog-rus.ru/