Порт Восточный расположен в восточной части бухты Находка. Здесь перерабатываются такиегрузы, как уголь, контейнеры, лес, щепа, клинкер, химические удобрения, кокс. 99% грузооборотасоставляют грузы внешней торговли, причем в основном это экспортные грузы (90-95%). Мощности порта позволяют ежегодно перерабатывать до 20 млн. т грузов. В 1990 годугрузооборот порта составлял 11,4 млн. т, но к 1998 году сократился до 6,25 млн. т.
Комплекс по переработке иностранных контейнеров имеет два причала глубиной 12,5 м иоборудован четырьмя контейнерными кранами грузоподъемностью 30,5 т. В год здесь может бытьперегружено до 200.000 TEU, однако в 1999 году объем контейнеров составил только около 60.000 TEU.
Порт имеет выход на Транссибирскую магистраль, и специализированные контейнерныепоезда отправляются непосредственно из Восточного в Европу. Более того, порт Восточный связанконтейнерной линией с портом Сиэтл на западном побережье США, что дало возможность начатьреализацию концепции транспортного коридора «Восток-Запад», которая предполагает созданиеэффективной системы транспортировки на направлениях Дальний Восток – Западное побережьеСША, а также Северо-восточные провинции КНР – Западное побережье США.
Железнодорожная сеть
По классификации российских железных дорог Транссибирская магистраль является дорогойпервого класса с шириной колеи 1.520 мм (5 футов). На всем протяжении, за исключением мостачерез Амур около Хабаровска (2.658 м), дорога двухпутная. 96% пути электрифицировано, а наединственном неэлектрифицированном участке Бикин – Уссурийск (417 км) в настоящее времяведутся работы, и ожидается, что в 2002 году дорога будет полностью переведена наэлектрическую тягу.
Мост через Амур в районе Хабаровска имел один железнодорожный путь и до недавнеговремени являлся одним из препятствий для эффективной работы маршрута. В связи с этим былинициирован и находится в стадии реализации проект строительства нового совмещенного моста,представляющего собой двухуровневую конструкцию с многопутной железной дорогой в нижнейчасти и четырехполосной автодорогой на верхнем уровне. Первая очередь нового моста ужепостроена рядом со старыми опорами. Железнодорожная часть была сдана в эксплуатацию вноябре 1998 года, а автомобильная в ноябре 1999 года.
На Транссибе расположены несколько контейнерных терминалов, имеющих возможностьобрабатывать 40-футовые контейнеры. Эти терминалы расположены в порту Восточном,Владивостоке, Новосибирске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Ярославле, Москве иСанкт-Петербурге.
Транссибирская магистраль может обеспечить ежегодную перевозку до 1 миллионаконтейнеров (TEU). В настоящее время используется только 50-70% пропускной способностимагистрали, поэтому даже при существующей инфраструктуре имеются широкие возможностидля увеличения количества составов и объема перевозимых грузов.
Автодорожная сеть
Развитие автодорожной сети на Дальнем Востоке России, за исключением трассВладивосток/Находка – Уссурийск – Хабаровск и Хабаровск – Биробиджан, осуществляетсякрайне медленными темпами, и для транспортировки грузов широко используется река Амур. Допостройки нового моста через Амур, грузовые автомобили переправлялись через реку в районеХабаровска на паромах, что требовало около 40 минут. Новый мост позволяет пересечь Амур запять минут. Строительство дороги, которая свяжет Хабаровск и Москву, практически завершено(недостроенные участки остаются в Амурской области). В то же время, на территории ДальнегоВостока многие дороги пока не имеют твердого покрытия.
Проблемы и задачи
Причинами резкого сокращения объемов перевозкок по ТСКМ стали ослабление системыуправления и координации международных смешанных перевозок; рост тарифов иодновременное снижение стоимости морского фрахта; нестабильность сроков доставки(нерегулярность); проблемы обеспечения безопасности, когда случались утраты или повреждениягруза; низкий уровень обслуживания; проблемы с предоставлением контейнеров и крайняясложность таможенных процедур.
Для активизации использования ТСКМ необходимо решить такие задачи, как упрощениепроцедур оформления, повышение конкурентоспособности ТСКМ, как международной системысмешанных перевозок, расширение маркетинговой деятельности и восстановление доверия кмаршруту, а также расширение связей между государственными органами и частным сектором.Задачи в отношении развития инфраструктуры включают завершение второй очереди мостачерез Амур, сокращение времени при пересечении польско-белорусской границы, где стыкуютсядороги с разной шириной колеи, полная электрификация дороги и повышение средней скоростиперевозки. Необходимо также обеспечить регулярность движения контейнерных поездов из портаВосточный, несмотря на наличие или отсутствие грузов.