Для того чтобы получить наиболее эффективный порядок посещения некоторого списка адресов, необходимо решить оптимизационную задачу. В качестве критериев эффективности такой задачи будут выступать:
- время, затраченное на обслуживание маршрута;
- доля грузов, доставленных вовремя, от общего числа грузов, переданных курьеру;
- доля приоритетных грузов, доставленных вовремя, от их общего количества;
- доля собранных отправок от общего количества отправок на маршруте;
- пройденное расстояние.
Данную задачу удобнее всего представить с помощью аппарата теории графов. Для этого необходимо представить территорию города в виде графа. Вершины графа – это пункты, в которые курьер должен доставить груз либо принять его. Дуги – возможные пути перемещения от одного пункта к другому с соответствующими расстояниями. Очевидно, что для реализации подобной системы необходимо использовать специализированную геоинформационную систему, способную хранить и обрабатывать информацию о расположении зданий и улиц на территории города. В данной статье не рассматривалась проблема внедрения геоинформационных технологий, а всего лишь были сделаны попытки построения алгоритмов процесса сбора и доставки груза и оценки их эффективности, что и будет рассмотрено ниже.
Все алгоритмы основаны на реальном поведении и мышлении курьеров. Каждый из алгоритмов можно разделить на 2 этапа:
- обслуживание приоритетных доставок
- обслуживание остальных доставок и отправок
Обслуживание со строгими приоритетами означает, что курьер в первую очередь развозит приоритетные доставки, не обращая внимания на все остальные доставки и отправки, несмотря на то, что они могут располагаться на пути следования от одной приоритетной доставки к другой.